Действия при возникновении конфликтных ситуаций

 (рекомендации родителям)

1. Спокойное отношение в случае незначительного конфликта.
2. Акцентирование внимания на поступках ( поведении), а не на личности.
3.Обсуждая поступок подростка, не следует давать при этом никакой оценки, не припоминать прошлых поступков. Иначе у ребёнка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить своё поведение.



«Золотые» правила воспитания

1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям проявлять отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, какой он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи


Снижение напряжённости ситуации:
нельзя повышать голос;
нельзя демонстрировать власть («Учитель здесь пока ещё я.»);
нельзя демонстрировать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
нельзя высмеивать, передразнивать;
ни в коем случае нельзя использовать физическую силу;
нельзя давать негативную оценку личности ребёнка, его близких и друзей;
нельзя втягивать в конфликт посторонних людей;
нельзя непреклонно настаивать на своей правоте;
нельзя «читать мораль»;
нельзя угрожать наказанием;
нельзя использовать обобщения типа: «Вы все одинаковые…», «Ты как всегда…»;
нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми не в его пользу;
нельзя командовать;
нельзя оправдывать и подкупать.
Нарушение этих рекомендаций остановит подростка на короткое время, но последующий отрицательный эффект может принести куда больше вреда, чем сам противоправный поступок.


Демонстрация модели неагрессивного поведения.
При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешать ситуацию мирным способом. 
Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Здесь нужны:
Дать возможность ребёнку успокоиться, 
Прояснить ситуацию с помощью наводящих вопросов,
Взрослые должны помнить: агрессивное поведение взрослого усиливает агрессивность подростка.


Сохранение положительной репутации подростка.
Ему очень трудно признать свою неправоту. Самое страшное для подростка- публичное осуждение, которого они стараются избежать любой ценой.
Целесообразно публично минимизировать вину подростка, но в беседе с глазу на глаз показать истину


Наказание значимо
и не приводит к возникновению агрессии у ребенка, если:
оно следует немедленно за проступком;
- причина наказания объяснена ребенку;
- оно суровое, но не жестокое;
- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества;
- при наказании родители (педагоги) проявляют терпение, спокойствие и выдержку

«Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.»
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
- проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
-проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
- проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению.
Это — умение:
1. Отстаивать свою позицию открыто - «лицом к лицу»;
2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.


Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
1. Кризис переходного возраста;
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению;
3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:
1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
3. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
4.Борьба за собственную власть и авторитетность;
5.Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
6.Неподтверждение родительских ожиданий.


Методы выхода из конфликта.
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
З. Поставить себя на место другого человека
4. Осознать право на существование иной точки зрения;
5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.



Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
З. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
б. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


Полезная информация
Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.


Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, СКОЛЬКО право на нее.
З. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали ,то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
6. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
1. За то, чтобы перестать быть ребенком.
2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
З. За утверждение среди сверстников.
4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.